Ru Sci-fi Форум Бориса и Аркадия Стругацких  
 - Начало - Регистрация - Ответить - Поиск - Статистика - Опросы -  - Правила форума
loginov.rusfforum.org / Новости / Качество написанного важнее коммерческого успеха... Интервью В.Владимирскому (ПИТЕРBOOK) 30.01.10
Автор Сообщение
Роман Сидоров
Участник
# Дата: 2 Апр 2010 00:06 - Поправил: Роман Сидоров
Ответить 


Качество написанного важнее коммерческого успеха...


ПИТЕРBOOK, 30/01/10

Интервьюировал Василий Владимирский

Информация к размышлению:

Cвятослав Владимирович Логинов (настоящая фамилия Витман) родился в 9 октября 1951 года в городе Уссурийске Приморского края . С восьмимесячного возраста живет в Ленинграде-Петербурге. Окончил химическую школу и химфак ЛГУ. Работал стажером в Государственном институте прикладной химии, инженером во ВНИИ антибиотиков и ферментов, комиссаром комсомольско-молодежного отряда в Нечерноземье, инженером ГСКТБпПСМиОЗ МПСАиСу СССР, начальником бюро охраны окружающей среды на заводе им. Климова, грузчиком в универсаме, учителем в школе, редактором, методистом в комитете по образованию мэрии Санкт-Петербурга, сторожем в частной фирме. С 1995 года профессиональный писатель, обладатель почетного неофициального титула «внезапного патриарха русской фэнтези». С марта 1974 года — член семинара Бориса Стругацкого. Первый рассказ «По грибы» напечатан в 1975 году в журнале «Уральский следопыт» под фамилией Витман. Первая книга, сборник «Быль о сказочном звере», увидела свет в 1990 году, первый роман, «Многорукий бог далайна» — в 1995-м. Автор романов «Колодезь», «Свет в окошке», «Дорогой широкой», «Россия за облаком» и других, а также множества повестей и рассказов. Работал в соавторстве с Ником Перумовым (роман «Черная кровь»), Борисом Зеленским («Атака извне») и Андреем Легостаевым (книга очерков «Фразеологический словарь русского языка»). Лауреат премий «Великое Кольцо», «Интерпресскон», «Большой Зилант», «Русская фантастика», «Портал», «Сигма-Ф», «Философский камень», «Аэлита» и других. Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей.


— Вы один из старейших членов семинара Бориса Стругацкого, бывали в Малеевке, принимали участие в обсуждении рукописей в рамках ВТО МПФ... Научило ли вас это чему-нибудь? Стоит ли молодому писателю принимать все то, что советуют ему старшие коллеги, не грозит ли ему превращение в подражателя, слепо копирующего творческую манеру мэтров?

— Да, научило. Старшие товарищи научили внимательному отношению к слову, а радостное взаимное покусание молодняка на семинарах и иных сборищах, прежде всего учило, как не надо писать, а кроме того, в самую кровь внедрило простейшую мысль: если ты написал так, что тебя можно неправильно понять, тебя непременно поймут неправильно. И даже если написал так, что превратно понять невозможно, то тебя всё равно поймут неправильно. Так что самое последнее дело оправдываться и защищать собственное произведение. Если оно не защищает себя само, его уже никто не защитит. К великому несчастью, нынешняя молодёжь в массе своей этого не знает. Просто потому, что у неё нет опыта разбора своих и чужих рукописей.

Семинары важны не только потому, что там анализируются и препарируются бессмертные творения юных гениев. Если человек хочет учиться, то он будет учиться везде и всегда. Но участие во всевозможных семинарах даёт для этого куда больше возможностей, чем тусовка возле пивного ларька. В первую очередь это происходит из-за того, что на литературные игрища собираются люди нетривиальные, у которых можно учиться не только в процессе разбора рукописей, но и просто во время живого общения. А если молодой автор склонен к подражательству и не способен защитить собственную индивидуальность, то он станет слепо копировать кого-либо из мэтров, вне зависимости от того, был он у него на занятиях или и в глаза не видал своего кумира. Так что я за семинары, мастер-классы и другие формы вовлечения молодёжи в литературную жизнь.

Могут сказать, что эти формы вовлекают молодёжь не столько в литературную жизнь, сколько в корпоративное пьянство, но тут уж ничего не поделаешь. Возле пивного ларька туда вовлекают почти так же активно.


— Существует мнение, что писатель-фантаст, сколь бы уважаемым в «жанровой» тусовке он ни был, какие бы премии ни громоздились бы на его полках, должен выпускать как минимум одну новую книгу в год, чтобы оставаться на виду, чтобы читатель его не забыл. Такого мнения придерживаются, в частности, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский, а они толк в этом деле знают: именно благодаря поддержке Г.Л.Олди сумели «раскрутиться» такие авторы, как Марина и Сергей Дяченко, Александр Зорич, Алексей Бессонов и многие другие. Не кажется ли вам, что количество допечаток и переизданий ваших книг остается довольно скромным именно потому, что вы не придерживаетесь этих разумных правил?

— Вполне возможно, и даже почти наверняка это так. Но дело в том, что я пишу столько, сколько способен написать, и качество написанного для меня важнее коммерческого успеха. У меня могут быть неудачные произведения, но наверняка нет скороспелых. Пока я не продумаю новый рассказ как следует, я не начну марать бумагу. Пока идея нового романа не будет окончательно оформлена в уме, пока я не переболею этой идеей, писать я не стану. Остаётся надеяться, что те, кому нравится моя проза, не забудут меня за это время.

В конце концов, Антон Чехов уже довольно давно не выпускает новых книг, однако читатели его почему-то не забыли, так что издатели, при всей своей нелюбви к сборникам рассказов, вынуждены регулярно делать допечатки и переиздания.


— Пропаганда атеистического мировоззрения — неизбежная составляющая практически каждой вашей книги. Не кажется ли вам, что это жестоко: отказывать «униженным и оскорбленным» в праве на утешение, которое дает человеку религия?

— Нищие духом, которым требуется утешение религией, фантастики не читают, так что моя пропаганда и агитация проходят мимо них. Я же не занимаюсь атеистической пропагандой среди старушек в своей деревне, хотя все тамошние жители прекрасно знают, что я некрещёный и в бога не верю. И ничего, живём дружно. И, вообще, чтение фантастики, как и чтение псалтири — дело добровольное. Жестоко было бы силком заставлять читать молитвослов или фантбоевик, но фантастика, даже самая атеистическая, никого в этом плане не насилует. Кино, к сожалению, куда навязчивее, так я туда и не хожу, и телевизор включаю крайне редко, только ради новостей. Религиозная пропаганда также прилипчива, что цыганка на базаре. Поэтому, когда ко мне начинают приставать странствующие проповедники, я шугаю их беспощадно. Особенно действует на них фраза: «Блажен муж, иже не идёт на совет нечестивых», — которой я отвечаю на приглашение посетить какое-нибудь молитвенное собрание очередных сектантов.


— В свое время вы немало сил и времени отдали научно-популярной литературе, писали статьи и эссе — почему сейчас вы охладели к этому жанру? Ведь спрос на такие тексты есть, и довольно устойчивый: в России выходят десятки научно-популярных журналов, от «Науки и жизни» до «Популярной механики», книги, скажем, Антона Первушина переиздаются постоянно, и изрядными тиражами...

— Чтобы писать серьёзные научно-художественные тексты, нужно быть в курсе современной науки, а я, честно говоря, последние годы выпал из этого процесса. К тому же, я никогда не писал научно-популярных книг, в этой области я также остаюсь приверженцем малых форм. А они, увы, совсем не кормят. Антон Первушин обладает счастливой способностью собирать свои статьи в увлекательные тома. Я этого никогда не делал, я не столько популяризатор, сколько учитель. Мне требуется живая аудитория. Все свои наиболее нашумевшие статьи я писал в ту пору, когда был членом фидошного сообщества. Это и кухонные очерки, и статья о Толстом и многое иное. Сейчас я практически не бываю в интернете, и, соответственно, количество очерков резко уменьшилось. Тем не менее, иногда они продолжают появляться. Последнее, что написано в этом жанре, эссе «Алхимии манящий свет». Надеюсь, в этом году оно появится в журнале Бориса Стругацкого «Полдень, XXI век».


— Критики признают вас одним из ведущих российских фантастов, специализирующихся в «малой форме». В чем для вас привлекательность именно этого жанра — по сравнению с романом, например? Существуют ли какие-то рецепты написания качественного фантастического рассказа?

— Сам я люблю читать рассказы. Хороший рассказ - всегда жемчужина: мысли, стиля. Хороший рассказ, как правило, обладает отточенным сюжетом, но может (иногда) обойтись без сюжета вовсе. Хороший рассказ любит ударную фразу в конце. То есть, хороший рассказ всегда неожиданен. Это кусок жизни, который писатель выхватил неведомо откуда и преподнёс ошарашеному читателю. А я люблю жить и видеть в жизни неожиданное и странное.

А если вдруг рассказ оказывается скучным или дурно написанным, то и тут катастрофы не случится. Это же не роман, на который нужно потратить несколько недель. Просто, когда мне попадаются плохие рассказы молодого автора, я прочитываю две-три штуки и, убедившись, что передо мною графоман, заношу данного товарища в персональный чёрный список. А прочитать два-три романа графоманствующего литератора для меня непосильный труд.

А теперь, спрашивается, почему, если читать я люблю рассказы, я должен писать в основном романы? Только потому, что делать их легче, а платят больше? А где сказано, что художнику должно быть легко? Денег, конечно, хочется, но душа дороже, это я, как воинствующий атеист, со знанием дела говорю. А большинство наших «романистов» душу давным-давно продали, за ту самую жирную чечевичную похлёбку, поэтому свои рассказы они разбодяживают различными физиологическими жидкостями до пухлых томов и называют их романами. Никогда не приходилось видеть больных водянкой? Так вот, это они и есть. Подобный автор может существовать на книжном рынке, если он ваяет не один, а три-четыре романа в год. Мне так было бы стыдно. Сам я толст и страдаю ожирением. Но с моими книгами такового несчастья не случится.

И, наконец, что касается рецептов написания качественного рассказа (не обязательно фантастического), то он точно такой же, как рецепт приготовления любого блюда. Лучше всего этот рецепт сформулировала моя бабушка, у которой я учился поварским премудростям: «Взять по вкусу и делать до готовности». Главное, чтобы получилось вкусно.

© Святослав Логинов, Василий Владимирский, 28.01.2010

Ваш ответ
Bold Style  Italic Style  Underlined Style  Image Link  URL Link  Insert YouTube video 
:) ;) :-p :-( Ещё смайлики...  Отключить смайлики в сообщении
#610B38 #DF0101 #8A4B08 #FF8000 #0B610B
#01DF01 #01DFD7 #08088A #2E2EFE #7401DF
#DF01D7 #585858 #BDBDBD #D0A9F5 #A9D0F5
Ochrana proti spamu. Napi№te prosнm инslici иtyшi:

» Логин  » Пароль 
Введите Просто введите уникальный Логин.

 


Поддержка: miniBB™ © 2001-2017